Здравствуйте! Меня зовут Илнур Кумушбаев. Я люблю путешествовать в свободное время и работаю в IT, специализируясь на продвижении бизнеса в сфере туризма. У меня опыт участия в более чем 200 проектах для среднего и малого бизнеса, где я занимался получением трафика и заявок с поисковых систем Яндекс и Google. Я путешествовал по США и Европе, России что дало мне возможность изучить Digital-среду различных стран. 

Ниже я постараюсь ответить на несколько вопросов:
1) Можно ли привлечь клиентов, используя только один канал привлечения?  
2) Можно ли не тратить много средств на запуск рекламы?  

Сразу обозначу, что я предпочитаю не называть компаний, чтобы не привлекать лишнего внимания маркетологов и сохранить эффективность использованных технологий и методов. Для меня важно строить доверительные отношения с клиентами, и 90% моих клиентов приходят по рекомендациям. Я всегда готов обсудить детали сотрудничества с владельцами компаний в сфере туризма в личной беседе. 

Кейс в Туризме. Как мы получили более 450 заявок за 1 год с затратами менее 70000 рублей на рекламу в походах и сплавах

Коротко о компании. Компания занимается организацией сплавов и походов на Южном Урале. Задача получать клиентов из поисковых систем Яндекс и Google. Запуск сайта и рекламы в Яндекс Директе был в 2023 году. 
Пруф №1 - Рекламный кабинет Яндекс Директ - затраты за 2024 год = 60911 рублей
Пруф №2 - Отчет метрики по конверсиям за 2024 год. Получили 401 заявку
Пруф №3 - Получили более 452 заявок за 1 год с учетом повторов и возвратов
Активная фаза рекламы в Яндексе был в 2024 году. Ниже представлены скриншоты в формате доказательств (пруфы), отвечая на вопросы:
Человеку свойственно искать путь наименьшего сопротивления, следуя за большинством. В маркетинге десятки агентств и специалистов используют одни и те же шаблонные методы: агрессивный таргетинг, кликбейтные заголовки, манипуляцию страхом упущенной выгоды (FOMO). Это создает иллюзию «безопасности» — если все так делают, значит, это работает. Однако за таким подходом часто стоит перекладывание ответственности: вместо анализа аудитории и поиска уникальных решений проще повторять чужие схемы, даже если они давно устарели.

Потребители видят одинаковые предложения. Мы забываем про искренность. Однако рецептик есть. Делать так, как нравится, по интуиции, а не под воздействием манипуляции, начать действовать с малого, что необходимого именно сейчас.
Когда большинство пошло по пути рекламы и вовлечения в социальных сетях, мы выбрали путь - не идти туда, куда плывут все. При этом понимая о необходимости в будущем развивать все направления. Однако, на начальном этапе мы не стали активно развивать все то, что делают другие, к примеру Запретограм или Вконтакте. Мы нашли менее конкурентную часть пирога и вышли за год на хорошую индексацию сайта в поисковых системах Яндекс и Google, подпитывая сайт рекламой. То есть нам удалось выполнить задачу - как получить максимум использую минимальную, но профессиональную ресурсную базу.

Можно ли привлечь клиентов, используя сайт и рекламу?

Если мы говорим только о заявках. То стоимость привлечения лида за 2024 составило 135 руб. Расходы 60911 руб  / на лиды 452 (заявки) = 135 руб.


Однако, стоит учесть. Что помимо лидов как "заявки" были множество обращений через мессенджеры, или звонки по номеру телефона на сайте. Также нужно учитывать что любая система имеет погрешность. К примеру заявок было больше на самом деле, нежели по отчетам Яндекс Метрики. Также, как профильный специалист системы Яндекс Директа я знаю, что не все клики в мессенджер или по телефону в конечном счете конвертируются в действие. Кроме этого есть боты. Таким образом мы можем рассчитать общее количество ценных конверсионных действий (лидов) лишь приблизительно:

Заявки: 452 конверсий
Мессенжер: около 200 конверсий
Телефон: около 150 конверсий

Итого примерно 802 лидов. Стоимость 1 лида получается около 76 рублей.

В этом, 2025 году мы ожидаем рост обращений клиентов через бесплатные каналы поисковой индексации Яндекс, Гугл а также, конечно же рекомендации и повторы, что означает уменьшение расходов на рекламу.

Стоимость привлечения лида? Какой CPL - cost per lead?

Резюмируя: 
- Можно ли привлечь клиентов, используя только один канал привлечения? 
Да, можно! В частности, если ваша компания только начинает работать, и вы еще не различаете брендинг, маркетинг и только изучаете методику вовлечения и инструменты. Даже для новичков связка "Сайт + реклама" даст ощутимый результат и оправдает ожидания. А для компаний с развитой диджитал-инфраструктурой хороший фокусный сайт на услуги с раскрытым позиционированием и точечной, корректно настроенной рекламой — это классный инструмент для поднятия узнаваемости и удобства пользования для ваших клиентов!

- Можно ли получать дешевые заявки в туризме?

Да, можно! Самое сложное, и дорогое это - начать. Можно не задумываясь вечно платить за рекламу, настроив Яндекс Директ на 1-3 страницы без грамотного наполнения и SEO оптимизацией. Можно вечно спорить о том, что лучше, реклама или СЕО продвижение. Но по факту, лучшей связкой является туристический сайт с SEO оптимизацией, пусть даже простой, поэтапно развивать его, и забустить сайт рекламным трафиком, который даст не только заявки на моменте, а также дополнительно продвинет сайт вверх в поисковой выдаче в Яндекс поиск, и Google поиск, что в конечном счете даст уменьшение расходов в будущем. Проверено!
Если Вас заинтересовало, мы можем пообщаться. Пишите в мессенджеры ниже)
ИП Кумушбаев Илнур Ражапович
ОГРНИП 321028000162220 
ИНН 027810923980